богородица с младенцем на левой

Иконография Богородицы

В этом типе иконографии представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка — это взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление всечеловеческого греха. Это соединение земного и небесного, выраженное сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов; это Христос и Церковь Христова, в которой Богородица представляет собой совершеннейшую из всех рожденных на земле людей.

Иконографический тип «Умиление» или Елеуса (по-гречески Милующая) восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему Православному миру. Характерной особенностью этой иконографии является соединенность ликов Спасителя и Богородицы.

Путь истинный — путь ко Христу. Об этом говорит жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке и опирающегося на свиток — Закон.

Изображение Богоматери на иконах типа «Одигитрия» (греч. Путеводительница), как и в типе «Умиление», — поясное, но встречается огрудное и в полный рост.

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без младенца, называется «Оранта» (лат. Молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции помещают в конхе — верхней части алтаря.

Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы — это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальны

Источник

Словарь. Иконы

Икона (от гр. - изображение, образ) – принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из Священной и церковной истории. Иконы по строго определенным правилам (канонам) пишутся красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом – особым грунтом.

Асист – состав, используемый в иконописи для наклейки листового золота и серебра. Имеет вид густой, клейкой массы темно-коричневого цвета, приготовляется из чеснока или отстоев пива путем томления в печи до нужного состояния. При употреблении разводится водой так, чтобы им можно было проводить кистью самые тонкие линии. На асисте золото держится очень хорошо и не теряет своего блеска.

Доска иконная – древесная основа под икону, обычно липовая, реже сосновая, еловая, дубовая или кипарисовая. Несколько досок плотно соединяют боковыми сторонами в единый щит нужного размера, склеивают животным клеем (например, казеиновым) и дополнительно скрепляют шпонками с тыльной стороны или с торцов (чтобы не коробилась). С лицевой стороны делают плоское углубление – ковчег.

Иконопись – специфический жанр живописи, история развития которого охватывает два тысячелетия. Появилась во времена процветания Римской империи вместе с возникновением христианства. Существуют предания, согласно которым первая икона (Богоматерь с Младенцем Христом на руках) написана апостолом Лукой. О первом изображении Иисуса Христа святой Иоанн Дамаскин писал так: "... царствовавший в Едесском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии по причине сиявшего блеска Его Лица, то Господь Сам, приложив кусок материи к Своему Божественному Лицу, запечатлел на куске материи Свой образ". Так возникло изображение,

Источник

Православная иконография Богородицы

Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья).

Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III векам. Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов ), либо в позе Оранты .

Образ Богородицы, сидящей на троне, с Младенцем на руках часто встречается в Византии, в русской иконографии он известен по древней Свенской (Печерской) иконе, приписываемой первому русскому иконописцу Алипию, и новой Державной, появившейся в 1917 году. Именно к иконографии Богородицы на троне некоторые исследователи возводят один из самых распространённых типов изображения — Одигитрию .

Иконы Богоматери ещё одного распространённого иконографического типа — Елеусы (Умиления), — вероятно, не встречаются ранее X века, но становятся особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи. Схема Богоматери Оранты нашла развитие в системе росписи храма, а в иконописи известна в самостоятельных иконах под названием Знамение либо в сложных многофигурных композициях.

Наряду с Одигитрией выделяют похожий тип икон Богородицы Панахранта , что значит «Всемилостивая». Этому типу

Источник

Богоматерь с младенцем (Врубель)

. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной вехой в его последующей карьере художника и декоратора. Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, искусствоведы и художники отмечают его выразительность и необычность

Содержание

Описание и иконография [ править | править код ]

Иконографически эта икона относится к типу Панахранта. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери. Такой тип изображения появился в Византии в XI — XII веках

Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Согласно иконографии Иисуса Христа, на любой иконе его легко узнать по особому нимбу  — на нём хорошо заметен крест. Центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица также изображена фронтально и с небольшим наклоном головы. Младенец Христос представлен строго анфас, видна правая рука с благословляющим двуперстным жестом.

Богоматерь изображена в красном мафории, представляющем символ страданий и воспоминание о царском происхождении. На лбу и плечах Богородицы изображены три золотые звезды в знак её «приснодевства» — согласно священному писанию, Богородица до Рождества, в Рождестве и после Рождества была девственницей, кроме того, три звезды — символ Троицы. Согласно иконографии Богородицы, над её головой выписаны греческие буквы ΜΡ ΘΥ  — аббревиатура «Матерь Божья».

История создания [ править | править код ]

. Прахову поручили ведать отделкой строившегося в Киеве Владимирского собора. Заодно Прахов взялся руко

Источник

Какие есть иконы Божьей матери

Среди святых, почитаемых христианской церковью, особое место занимает Богородица, благочестивая Дева, которой было уготовано особое место в Божьем замысле – стать матерью Иисуса Христа, Бога-Сына в его человеческом воплощении. Неудивительно, что образ этой святой был воплощен во множестве икон.

Содержание статьи

В Русской православной церкви Богоматерь всегда почиталась особо – как покровительница России. Количество богородичных икон исчисляется десятками. Одни из них более известны, другие менее – например, копия Владимирской или Казанской иконы есть практически в каждом храме, а об Азовской или Барской иконе знает не каждый христианин.

Елеуса

Греческое слово «елеуса» переводится на русский язык как «умиление» или «милующая». На таких иконах Богоматерь представлена в трогательном единении с Божественным младенцем, которого она держит на руках. Лики матери и Иисуса-младенца соприкасаются, а нимбы соединяются.

Такое изображение символизирует неразрывное единство Земного и Небесного, Творца и Творения, бесконечную любовь Бога к человеку.

Одигитрия

На иконах типа Одигитрия Богородица тоже изображена по пояс и с младенцем на руках, но от умиления образ отличается большей строгостью.

Младенец, восседающий на левой руке Богоматери, не прижимается к ней, а несколько отстранен от нее. Его левая рука поднята в благословляющем жесте, а правая опирается на свиток – Закон. Правая рука Богородицы направлена на младенца, как бы указывая верующим путь к Нему. Отсюда и название иконы – Одигитрия, в переводе с греческого – Путеводительница.

Оранта

когда можно побрить голову новорожденному
Вступление. С превеликой радостью приветствую здесь посетителей портала в уже наступившем 2012 году! Вот и настало время мне начать пейсать в своём блоге. В этом разделе я не стану разбирать по косточкам различны

Латинское слово «оранта» означает «молящаяся». На таких иконах Богоматерь изображается в полный рост, с воздетыми в молитве руками и чаще всего без младенца. Впрочем, изображение Божественного младенца может присутствоват

Источник

Икона Божьей Матери Взыскание Погибших

Икона Божьей Матери Утоли Мои Печали

Икона Радуйся Невесто Неневестная

Икона Божией Матери Споручница Грешных

Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость с грошиками

Икона Богородицы Нечаянная Радость

На чудотворной иконе Богородицы «Нечаянная Радость» в точности отображается история, произошедшая с грешником в рассказе «Руно орошенное» Дмитрия Ростовского. Композиция образа в мельчайших деталях воссоздает это событие.

В левом углу иконы изображается молящийся грешник, стоящий на коленях перед образом святой Одигитрии. Младенец, сидящий на коленях Богородицы, на композиции облачен в рваные одежды, а тело его покрыто кровоточащими язвами. Под иконой размещены начальные слова рассказа из «Руна орошенного» или же молитва иконе. От грешника может быть изображена исходящая лента с молитвенным обращением к Богородице.

В 1963 году Дмитрием Ростовским был написан рассказ «Руно орошенное». Произведение святителя посвящено Богородице и чудесам, происходившим пред ее иконой. Одно из повествований начинается такими словами: «Человек некий беззаконный…», в этом эпизоде Дмитрий Ростовский рассказывает о том, как некий грешник каждый день молился Богородице, но при этом продолжал порочный образ жизни. Однажды перед выходом на грешное дело он решил помолиться и увидел страшное видение — на руках, на ногах и боку сидящего на коленях у Богородицы Младенца открылись язвы, и потекла кровь. На вопрос грешника «Кто это сделал», был дан скорбный ответ, что он и ему подобные. Стал тогда молить грешник Богородицу о заступничестве и прощении грехов. И лишь на третье обращение Пресвятой к Сыну Своему получил грешник прощение и впредь стал вести богоугодную жизнь. Это прощение грехов стало «нечаянной радостью» для него и дало название иконе, появившейся на основе рассказа.

чем лечить грудничка ангину
Альтернативное название ангины — острый тонзиллит. Он вызывается стрептококком, стафилококком, пневмококком, вирусами или грибковой флорой. При появлении благоприятных условий эти микроорганизмы размножаются, и в п

Икона Бо

Источник

На иконе Богоматерь держит младенца на правой руке. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория) видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят “пяточка” — по которой узнают Владимирскую).

К чудотворной Владимирской иконе Божией Матери приходили люди со всех концов России. Перед ней совершалось избрание и поставление Российских митрополитов, а затем — Патриархов, начиная с первого — святителя Иова и кончая святителем Тихоном. Весь народ почитал Владимирскую икону как главную святыню русской земли.

Она пребывала в ополчении, созванном Мининым и руководимым князем Пожарским. Многие молитвы были услышаны Царицей Небесной и 22 октября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков. Тогда же было установлено празднование Пресвятой Богородицы в честь Ее Казанской иконы в благодарность за избавление Москвы и России от поляков, а на Красной площади князем Пожарским был воздвигнут собор, куда и помещена была чудотворная икона.

Два столетия спустя, в 1812 году, в Казанский собор перед отъездом в армию приезжал молиться перед чудотворным образом фельдмаршал Кутузов. После молебна на него была возложена Казанская икона. И Матерь Божия снова не отвергла молитвы, возносимые перед Ее иконой.

ИВЕРСКАЯ. На Иверской иконе Пресвятая Богородица держит Богомладенца на левой руке; правая рука в молении протянута к Спасителю, одновременно указуя на Него. Голова Спасителя приподнята, и лик немного повернут к Богоматери, чуть склонившей к Нему голову. На правой щеке Пресвятой Богородицы изображена рана, из которой течет кровь. Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскую икону.

ЗНАМЕНИЕ. На иконе “Знамение” Пресвятая Богородица изображена с молитвенно возде

Источник